В ходе прошедшей конференции «Электронный бизнес и агентские продажи» эксперты обсудили состоянии онлайн-продаж авиабилетов и других туруслуг в России.
Участники конференции, организованной Ассоциацией агентств воздушного транспорта, подвели итоги уходящего года в сфере электронной коммерции, и наметили пути ее развития в будущем.
Так, по словам Сергея Разаренова, руководителя отдела новых технологий и разработок в сфере электронной коммерции компании Amadeus, за прошедший год в мире было сделано более 250 млн онлайн-бронирований авиабилетов, при этом 30% этого рынка принадлежит компании Expedia. «Отрасли пришлось столкнуться с кризисом, но при этом онлайн-системы бронирований показали рост числа продаж. Тенденцией стал поиск наиболее дешевых предложений», - отметил эксперт.
По его словам, безусловным лидером в онлайн-продажах является США, из европейских стран первенство держат Великобритания, Франция, Германия и Скандинавия. Однак, компании – мировые лидеры в этой сфере начинают все больше и больше внимания уделять Восточной Европе, в том числе и России.
При этом, заметную конкуренцию системам бронирования составляют сами авиакомпании. По словам эксперта, к 2015 году до 60% своего контента авиакомпании будут продавать напрямую.
Появляются у онлайн-агентств и другие конкуренты – поисковики дешевых предложений, сайты, где люди делятся своим опытом по покупке дешевых билетов, социальные сети.
При этом эксперт отметил, что этот бизнес нельзя назвать доходным, сил же на создание сайта онлайн-продаж нужно потратить немало – необходим простой и понятный интерфейс, быстрая работа сайта и пр. При этом, недостаточно показать самое дешевое предложение.
«Согласно исследованиям, 20% посетителей таких сайтов не знают, куда именно они хотели бы отправиться, 40% - знают куда, но не знают – когда, 70% - не знают, сколько готовы потратить. Соответственно, предложение «в лоб» самого дешевого варианта не всегда оправдано. Видя наименьшую стоимость, человек должен понимать, что доплатив, он получит дополнительные опции», - пояснил Сергей Разаренов.
Борис Овчинников, партнер компании Data insight, в свою очередь рассказал о проведенном ими исследовании рынка онлайн-продаж в России. Сейчас в наше стране 6-7 млн человек делают покупки в онлайне, объем рынка оценивается в 240 млрд руб (1,6% от всего товарооборота). Эти цифры сопоставимы с цифрами некоторых стран Европы, но они существенно ниже, чем в США. Продажа авиа- или ж/д билетов – крупнейший сегмент этого рынка (18%).
За первую половину 2010 года перевозку в онлайне покупали более 2 млн человек. Среди всех онлайн-платежей по кредитным картам больше всего (57%) тратится именно на покупку авиабилетов. Среднмй билет при этом обходится в 14,2 тыс. руб., ж/д билет – 2,3 тыс. руб., 48% интернет-покупок приходится на Москву и Санкт-Петербург. При этом ожидается, что уже в ближайшие несколько лет рынок электронной коммерции в России вырастет в 2,5 раза, в первую очередь за счет городов-миллионников.
Согласно докладу Вадима Зеленского, председателя Российской ассоциации розничных онлайн-агентств, только у «Аэрофлота» доля онлайн-продаж в этом году выросла с 10 до 13%, при этом сам перевозчик показал рост пассажирооборота в 30%. Если сейчас доля онлайн-продаж авиа- и ж/д билетов составляет по разным данным от 2 до 5%, до к концу 2011 года она увеличится в нашей стране до 10% (в США и Европе – 30-60%).
В тоже время среди трудностей выхода на рынок онлайн-продаж Вадим Зеленский назвал высокую комиссию банков, недоверие к клиентов платежам в интернете, нехватку профессиональных кадров, проблемы в деловых взаимоотношениях с перевозчиками.
Эксперты прогнозируют резкий рост онлайн-продаж туруслуг в России
12.12.10