Андрей ЕЛИСЕЕВ: Белорусам позволили ездить в ЕС с двумя паспортами

13.10.14

Визы

Несмотря на единое законодательство ЕС о правилах въезда для иностранцев, многочисленные визовые тонкости всё ещё доставляют хлопоты добросовестным путешественникам. Недавно Суд ЕС устранил одну из причин для беспокойства: путешественники получили возможность въезжать в шенгенскую зону с двумя паспортами — действующим и тем, в котором проставлена действительная виза.

Андрей Елисеев. Аналитик BISS. Магистр исторических наук (БГУ), магистр политических наук (ЕГУ, Литва), магистр международного и европейского права (Рижская высшая школа права). Выпускник Эстонской дипломатической школы в Таллинне.

 

 

С подобной ситуацией человек нередко сталкивается, когда делает себе новый паспорт (например, по причине израсходования чистых страниц в прежнем), а предыдущий, в котором стоит действующая виза, по заявлению гражданина остается на руках, хоть и становится при этом недействительным.

В таком случае белорусские отделы внутренних дел по гражданству аннулируют все страницы в старом паспорте, кроме странички с действующей многократной визой, поскольку аннулирование визы — это компетенция страны, её выдавшей. Таким образом, некоторое время позволяется иметь на руках оба паспорта.

Раньше путешественники предпринимали поездки в европейские страны с двумя паспортами на руках на свой страх и риск. Пограничные органы некоторых стран ЕС, в том числе Литвы, на основании своего национального законодательства в таких случаях отказывали во въезде. Эти противоречащие законодательству ЕС практики пограничных органов автор испытал на себе, оставшись осенним туманным утром 2007 года на польско-литовской границе с документом об отказе во въезде в Литовскую Республику (это было в преддверии вхождения Польши и Литвы в «шенген»).

С тех пор законодательство ЕС относительно визовых правил и правил въезда несколько гармонизировалось. Однако противоречивое отношение к путешественникам с двумя паспортами на руках среди стран Евросоюза осталось. Путешественники продолжили делиться опытом на форумах и гадать, пропустят ли их пограничники той или иной страны ЕС. Туристические порталы и европейские организации систематизировали информацию о том, в каких странах действует запретительное законодательство.

И вот — долгожданная развязка. В сентябре 2014 года Суд Европейского союза вынес вердикт по делу AirBaltic v. Государственная пограничная служба Латвии и постановил, что страны шенгенского соглашения не вправе запрещать въезд на свою территорию в подобных случаях.

Во-первых, постановила высшая судебная инстанция Евросоюза, аннулирование проездного документа не значит, что поставленная в нем шенгенская виза автоматически становится недействительной.

Во-вторых, анализ норм законодательства ЕС показывает, что въезд иностранных граждан на территорию не должен обуславливаться наличием действительной визы непосредственно в действительном проездном документе.

В-третьих, национальные законодательные нормы государств, которые в подобных случаях запрещают въезд на свою территорию, противоречат Шенгенскому Пограничному кодексу, а значит, признаются недействительными.

Автор данного текста поспешил проверить жизнеспособность вердикта Суда Евросоюза и с успехом пересёек российско-эстонскую границу с двумя паспортами в начале октября. При этом даже распечатанный на всякий случай вердикт Суда ЕС на эстонском языке — на случай, если вести из Люксембурга еще не дошли — не пригодился.

Сам вердикт стал итогом судебных разбирательств в Латвии, которые начались еще в 2010 году. Из Москвы в Ригу самолёетом авиакомпании AirBaltic прилетел гражданин Индии, у которого был действительный паспорт без визы и недействительный — с долгосрочной итальянской визой. Латвийские пограничники отказали индусу во въезде на том основании, что он якобы не имеет действительной визы. Да ещё и наложили штраф в размере 2000 латов (около 4000 долларов) на авиакомпанию на основании транспортировки в Латвию человека без проездного документа, необходимого для пересечения границы.

В итоге, региональный административный суд, рассматривая апелляцию AirBaltic, и обратился к Суду ЕС за интерпретацией законодательства.

 

Присодиняйтесь к нашей дружной команде в facebook и vk.


window.onload = function(){ };